У Судзурана нет вершины. Но ты этого никогда не узнаешь, если не попробуешь взлететь...
парочка занятных статей о "Воронах"22 сентября 2009г., Феликс Зилич
Crows Zero 2Еще год назад даже самые преданные фанаты Такаси Миикэ называли своего кумира графоманом и халтурщиком. Теперь они заткнулись и молчат: кумир неожиданно показал пилотаж такого уровня, что исчезли последние сомнения: круче Миикэ только яйца. Сиквел «Вороньей школы» для него — словно пеший поход по Галилейскому озеру. Если ты это видел и тебя не зацепило, значит, ты, парень, больше не агностик и не атеист, просто зануда и жлоб. Такие и Христа распнут.
читать дальшеПервый фильм про Судзуран стал для всех большим сюрпризом. Истории про школьных хулиганов-«янки» снимались в Японии еще при царе Горохе, но никогда в них не было столько молодецкой удали и мальчиковой романтики. Каждый режиссер, пробовавший себя в этом жанре, обязательно спотыкался на двух минах — социальном дискурсе («завтра начнется взрослая жизнь… что ждет наших героев?») и мультяшном эскапизме («меня зовут Такэси Горящая Скала, потому что я дышу огнем и сру кирпичами»). Снимая первый фильм эпопеи, Миикэ чудесным образом проскочил между Сциллой и Харибдой. И только после второй картины стало понятно, что это вовсе не случайность, а трезвый расчет и, быть может, вмешательство свыше.
Первый фильм про Судзуран был хорош, но следующий оказался лучше. Первый привычно строился на шаблонном конфликте трех миров: мира подростков, мира взрослых и мира якудза. Во втором мир взрослых внезапно исчез, а мир якудза перестал создавать проблемы, полностью сосредоточившись на внутренних разборках. Гэн Такая и его школота очутились в почти волшебной реальности, где тебе всегда семнадцать и ты всегда в одиннадцатом классе. Без родителей и учителей, злых ментов и случайных прохожих. Настоящий хулиганский пургаторий, где герой Сюна Огури — собрат по несчастью для Сизифа или Тантала.
В начале второго фильма Судзуран по-прежнему не покорен. Сэридзава и его парни формально признали свое поражение, но окончательно победить молчуна Риндамана Гэна никак не выходит. Без пяти минут король — еще не король, поэтому Гэн нервничает, психует и поддается на любую провокацию. Подобное поведение приводит к тому, что соседняя школа Хоусэн снова объявляет войну школе Судзуран.
Два года назад Судзуран и Хоусэн бились стенка на стенку, и боец Сэридзавы по имени Нобору Каваниси (Синноскэ Абэ) зарезал в бою вражеского вожака Макио Мито. После этого безрадостного события убийцу отправили за решетку, а Судзуран и Хоусэн заключили пакт о ненападении. И вот прошло два года. Каваниси вышел на свободу и сразу был встречен делегацией из Хоусэн, жаждущей его крови.
Враги гнали парня до стен Судзурана, где за него, не разобравшись в происходящем, вступился Гэн Такаи. В отличие от Сэридзавы, Гэн никогда не был хорошим стратегом, поэтому рукоприкладства избежать не удалось. «Мы скоро вернемся, и вы ответите кровью», — говорили лысые парни в белом, возвращаясь на свою территорию.
Описывать словами невероятный кураж новых «Ворон» — занятие слишком неблагодарное. Юношеский максимализм и подростковая скука, кайф от хорошей сигареты и ленивое желание дать кому-нибудь в рыло плохо укладываются в слова. Такие вещи проще цедить сквозь зубы или выкрикивать во все горло, что для печатного текста не годится.
Можно еще цитировать зрителей и коллег, которые пока тоже пребывают в радостном неадеквате.
Это фильм из тех, что очень ярко воспевают, как это здорово — быть парнем. Его легенда в том, что драться можно бесконечно, а увечья исцеляются на следующий же день. Она полна героическим пафосом, приукрашиванием жизни, личной смелости, дружбы, мужского взаимопонимания, уважения к сильному сопернику. (mor)
Crows Zero 2… доставляет: после него снова хочется всласть подраться, даже если никогда этого не умел… Черт, хочу третью часть, или нет, лучше сериал… (mbogert)
Но, увы, третьей части может и не быть. Однажды прогулявшись по Галилейскому озеру, Учителя к нему обычно не возвращаются.Александр Медведев/Infox.ru 8 ноября ‘09
Педагогические побои японского МакаренкоВдохновенный мордобой демонстрирует фильм «Вороны: продолжение» японского режиссера-хулигана Такаси Миике. Бескомпромиссное сражение двух школьных банд стало фоном для становления сильной лидерской личности.
Истории про становление подростковой личности или «школьное» кино, вышедшее из жанра «роман-воспитание», не стесняется насилия, особенно американское. Сюжетный шаблон всегда примерно один и тот же – неординарный ребенок должен доказать себе и окружающим право на неординарность. Он хорошо играет в баскетбол или крутит нижний брейк, быстро считает или пишет стихи, играет на тромбоне или рисует красоту на бетонных заборах. Так или иначе, мы имеем пред глазами мятущуюся душу, которая в итоге становится гордой общественно полезной единицей.
читать дальше
Герои дилогии Такаси Миике «Вороны» — «Начало» (вышло два года назад) и «Продолжение» (появилось в прокате только что) – тоже ребята выдающиеся. Но они и не думают об учебе или развитии талантов. Эти парни много курят, пьют, ругаются и дерутся. Собственно, драки – их главное занятие и смысл жизни. И режиссер не видит в этом ничего дурного. Совсем наоборот.
Нельзя сказать, что школа Судзуран, главное место действия «Воронов» — типичное для Японии образовательное учреждение. Судзуран – это то, что творится в головах японских подростков. Что подтверждает, во-первых, бешеная популярность одноименной манги, сочиненной Хироси Такахаси и разошедшейся тиражом больше 30 млн экземпляров. Во-вторых, и фильм Миике, с условной школой-ристалищем и подростками-бойцами, вовсе не бытовая зарисовка, а крик юной души.
В первой части в Судзуране появляется новый ученик Гэдзи, который собирается утверждаться на новом месте не примерной учебой и прилежанием, а с помощью кулаков. Гэдзи должен стать лидером Судзурана, чтобы доказать свою состоятельность отцу-гангстеру.
И если в «Начале» Миике еще ведет довольно сложную игру в параллельные сюжеты, в которых школьная и гангстерская истории взаимодействуют, то в «Продолжении» сюжетная линия постепенно превращается в пунктир. Проходит этот пунктир через конфликт Судзурана с другой ученической группировкой, объединенной такой же школой-замком Хосен. Сделан этот конфликт вполне в духе старых-добрых самурайских картин.
Гэндзи снова нужно утверждаться в качестве лидера и объединять вокруг себя Судзуран. Только теперь силы уже недостаточно. Завалив лидера, лидером еще не становятся. Вот о чем советует задуматься Миике японским подросткам с большими амбициями. Что, впрочем, не мешает ему заполнять 90% фильма отчаянными драками.
Пожалуй, трудно отыскать в японской, да и в мировой практике фильм, где били бы морды так много, увлеченно, подробно и азартно. В соотношении реплик и ударов слова терпят сокрушительное поражение. Разве можно кому-то что-то толково и убедительно объяснить, не начистив ему рожу.
Подростковое насилие для Миике вовсе не криминальная проблема, которую надо решать. Напротив, он находит в нем поэзию и драму, героизм и самоотверженность. Настоящий мужчина становится личностью, только научившись честно сражаться до конца. И утверждению этой простой мысли Миике, не теряющий, между прочим, здоровой иронии ни при каких обстоятельствах, готов посвятить не одну сотню расквашенных носов и подбитых глаз.